calendar 28 Dec 16:10
eye 137
comments 0
comments Manba: postda.uz

ДЖАДИДЫ: НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ, ИДЕИ НЕЗАВИСИМОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

image

Урок духовности и просвещения

«Реформы по построению в Новом Узбекистане справедливого, свободного и процветающего общества, благополучной жизни, истинно народного государства, где превыше всего – достоинство человека, его интересы, полностью созвучны благородным идеям и программам джадидов».

Шавкат МИРЗИЁЕВ.


Среди ярких представителей движения центральноазиатского джадидизма конца XIX – начала XX века были Махмудходжа Бехбуди, Мунавваркори Абдурашидхонов, Абдулла Авлони, Абдурауф Фитрат, Абдулла Кадыри, Абдулхамид Чулпан, Исхокхон Ибрат и др. В сложный период геополитического надлома они выступили с идеей национального возрождения.

 

Джадиды открывали школы, театры, библиотеки, издательства, ратовали за развитие науки, призывали к реформированию государственного управления, судебно-правовой системы с точки зрения построения светского, прогрессивного и демократического общества. Их девизом были слова «Единство в языке, мыслях, действиях».

Просветители внесли выдающийся вклад в создание национальной системы образования, в дело воспитания по-новому мыслящего поколения. Считая, что судьбу Родины решает молодежь, они предпринимали решительные шаги к увеличению количества новометодных школ («усули жадид»). Сеть школ открывает в Ташкенте в 1901–1904 гг. Мунавваркори Абдурашидхонов. Наиболее известной из них была «Намуна». В 1903 г. близ Самарканда, в селах Халвойи и Ражабами, а в 1905 г. – в селе Кафтархона такие школы были организованы Бехбуди.

Огромен вклад в дело просвещения соотечественников Абдуллы Авлони. При его личном участии в 1908 г. были созданы школы в махалле Миробод Ташкента, а затем в махалле Дегрез, где у учащихся формировалось мировоззрение, свободное от консерватизма и фанатизма. Здесь был установлен твердый учебный год c экзаменами, внедрена классно-урочная система. Ученики изучали литературу, иностранные языки, историю, географию, природоведение, арифметику, хандаса (геометрию), хикмат (мудрость).

В целях обеспечения обу­чающихся канцелярскими принадлежностями, одеждой, едой, оказания поддержки талантливой молодежи в 1909 г. в Ташкенте создается благотворительное общество «Жамияти хайрия».

Джадиды активно издавали учебники и руководства для преподавания.

Мунавваркори Абдурашидхонов выпустил буквари «Адиби аввал» («Первый наставник»), «Адиби соний» («Второй наставник»), учебник по географии «Ер юзи», пособие «Усули ҳисаб» («Арифметика»).

Бехбуди был подготовлен ряд книг, в числе которых «Мунтахаби жуғрофияи умумий» – «қисқача умумий жуғрофия» («Краткая общая география»), «Китоб-ул-атфол» – «Болалар учун китоб» («Книга для детей») и др. 

В период с 1909 по 1917 годы Авлони создал свыше десяти пособий и книг. В их числе «Биринчи муаллим» («Первый учитель»), «Иккинчи муаллим» («Второй учитель»), «Тарих» («История») и др. Вершина научно-педагогического наследия просветителя – книга «Туркий гулистон ёхуд ахлоқ» («Тюркский цветник или мораль»), написанная в лучших традициях восточной литературы. Автор акцентирует внимание на теме любви к Родине, которая должна выражаться в реальных делах во имя ее независимости и процветания, необходимости сохранения чистоты родного языка.

Активно работали джадиды в области литературоведения, публицистики, истории. 

Перу Абдурауфа Фитрата принадлежат оригинальные научные труды, в числе которых «Адабиёт қоидалари» («Правила литературы»), «Аруз ҳақида» («Об арузе»), публикации о жизни и творчестве Алишера Навои, Бабура, Машраба.

В этот период джадиды пишут проблемные статьи, фельетоны, выпускают периодику. Знаменательна деятельность Бехбуди, который издавал журнал «Ойина» («Зеркало»), газету «Самарканд» в целях распространения в обществе прогрессивных идей.

Большое внимание джадиды уделяли развитию театра. Огромным успехом среди населения пользовалась драма Бехбуди «Падаркуш» («Отцеубийца»). В 1914 г. Мунавваркори Абдурашидхонов, принимая участие в открытии первого сезона национального театра в Ташкенте, подчеркнул, что «сцена театра подобна зеркальному дому, тот, кто в него входит, видит свое хорошее и плохое, свои ошибки, недостатки и поучается».

В Узбекистане уделяется особое внимание глубокому изучению и систематизации наследия джадидов. Расширяется доступ к архивным документам, связанным с их многогранной деятельностью, осуществляются целевые исследования, издаются научные и художественные произведения, книги «Неизвестные страницы истории». Как логическое продолжение этой работы в историческом центре Бухары создается Музей истории джадидизма, готовится к выпуску новая газета «Жадид».

Важным событием в постижении идей джадидизма стало недавнее проведение в Ташкенте международной конференции «Джадиды: национальное самосознание, идеи независимости и государственности», собравшей авторитетных отечественных и зарубежных экспертов. В приветственном слове участникам форума глава государства подчеркнул, что наследие джадидов Туркестана «служит сегодня для нас прочным фундаментом строительства Нового Узбекистана и Третьего Ренессанса». Изучение и популяризация выдающейся деятельности наших предков-просветителей, их наследия, которое и сегодня не утратило ценности и значения, – важнейшая задача.

 

Радик ТУМПАРОВ,

соб. корр.

 


Doʻstlaringiz bilan ulashing

20 Mar 12:50
 
55
0
postda.uz

ҲАЯЛ ҚӘДИРИ ЖОҚАРЫ ТУТЫЛҒАН ЖУРТ

8 март – Халық аралық ҳаял-қызлар күни.Биз еркин ҳәм абат, демократиялық, дүньяға ашық мәмлекетти дүзиӯде пүткил халқымыз қатары ҳаял-қызларымыз да үлкен үлес қосып киятырғанлығын әлбетте, жоқары қәдирлеймиз. …Шаңарақ тиреги, жәмийет үстини болған аналарымыз, ҳаялларымы

20 Mar 12:50
 
17
0
postda.uz

NAVRO‘Z – DO‘STLIK VA BIRLIK RAMZIGA EGA BO‘LGAN UMUMXALQ BAYRAMI

Ma’rifat va ma’naviyat darsiMehr-oqibat va muruvvat kabi qadriyatlarni o‘zida ifoda etadigan Navro‘z eng qadimiy bayramlardan hisoblanadi. Tarixiy ma’lumotlarga ko‘ra, ushbu bayram 3 ming yildan ortiq tarixga ega. Xususan, Navro‘z haqida «Avesto»da ko‘klam giyohlari unib, daraxtlar kurtak ota boshlagach, o‘sha atrofdagi qora kuchlar mahf bo‘lishi aytiladi.Alisher Navoiy kun bilan tun tenglashgan (Quyosh taqvimi bilan 21-mart) pallani shunday izohlaydi: Yuz ochib b

20 Mar 12:50
 
62
0
postda.uz

АҲДИДАН ҚАЙТМАГАН «НОРТОЙ»

Ўзбекистонда биринчи фильм 1897 йил «Эски жўва» майдонида кўрсатилган. 1936 йилдан «Ўзбекфильм» киностудиясининг ташкил топиши ўзбек кино санъати ривожини бошлаб берди. Ўзбек халқи орасидан театр ва кино санъатига ихлосманд ёшлар етишиб чиқа бошлади. Ана шундай ижодкорлард

20 Mar 12:50
 
14
0
postda.uz

NAHOTKI, TO‘G‘RI O‘G‘RIGA SHERIK BO‘LSA...

Ona tilim – jon-u dilimYaqinda Germaniyada yashayotgan qizinikida bir muddat mehmon bo‘lib kelgan akamizdan safar taassurotlarini so‘raganimizda shunday dedi:– Nemis o‘qituvchilari hayot tarzi haqida gapirar ekan, ular chetdan borib ishlayotganlarga: «Sizlar farzandlaringiz bilan uyda bemalol o‘z tilingizda gaplashavering, ammo nemis tilini bolangizga biz, o‘zimiz o‘rgatamiz», – der ekan. Avvaliga hayron bo‘ldik, deydi qizim. Keyin buning sababi nimada, deb so‘rabdi.«Siz